Кофе в мировом кинематографе — 9 фильмов с участием кофе
Кофе — кинозвезда
На протяжении всей истории кинематографа кофе снимался на большом экране в некоторых незабываемых сценах. Многие великие режиссеры использовали кофейные сцены в фильмах как способ создания особого настроения, позволяя главным героям интерпретировать историю, будь то в баре или на террасе, в непринужденной обстановке или в напряженной, как скрипичная струна. В этих 9 знаковых сценах с кофе, взятых из творчества самых известных итальянских комедийных классиков и лучших американских арт-хаусных фильмов, кофе словно проходит сквозь время, чувства и эмоции. Так много событий происходит за чашкой кофе – делаются экономические теории, планируются грабежи, смакуются мелкие повседневные радости или, в равной степени, мы сталкиваемся лицом к лицу с расточительством жизни.
Привидения по-итальянски (Questi fantasmi)
Режиссёр Ренато Кастеллани, Франция, 1967 год
Паскуале, сидя на балконе, болтает со своим соседом и объясняет, что нужно, чтобы сделать человека счастливым: просто хорошо приготовленный кофе, потягиваемый «после этого получасового сна после обеда». Маленький порок, который удерживает поэзию жизни.
Сцена в фильме, основанная на одноименной трехактной пьесе, написанной и исполненной для театра Эдуардо де Филиппо, является одним из кинематографически-театральных сценариев, который лучше всего описывает Неаполитанский кофейный ритуал.
Банда честных (La banda degli onesti)
Режиссёр Ренато Кастеллани, Италия, 1956 год
Ежедневный ритуал приготовления кофе в баре становится метафорой, с помощью которой недосягаемый Тото описывает Пеппино де Филиппо абсолютизм современного капиталистического общества. Незабываемая и вневременная комедийная сцена, вошедшая в популярный миф послевоенного кино.
Радостный, живой и подлинный сценарий «la banda degli onesti», несмотря на противоречивые мнения критиков, освятил художественное партнерство Тото и Пеппино и до сих пор развлекает более 60 лет спустя.
Криминальное чтиво (Pulp Fiction)
Режиссёр Квентин Тарантино, США, 1994 год
Эта кофейная сцена была относительно новым и неизвестным явлением в те дни (начало и середина 90-х), и возможно неплохо послужила популярности настоящего кофе. Тогда хороший кофе не был широко распространён в США. Кофе для гурманов, очевидно, намного вкуснее (как теперь знает большинство людей, с распространением культуры SPECIALTY в США). Можно представить, насколько это вкусно и мощно, когда Сэмюэл Л. Джексон так возбуждается после первого в жизни глотка хорошего фильтр-кофе от Джимми!
Благодаря оригинальному направлению и остроумию Джона Траволты, Умы Турман и Сэмюэля Л. Джексона, «Криминальное чтиво» мгновенно стало культом и возвысило Тарантино до уровня голливудской элиты.
Идиоты (Vieni avanti cretino)
Режиссёр Лучано Сальче, Италия, 1982 год
Как ты представляешь свой кофе? С небольшим юмором; не совсем: с утопией (но только каплей). Холодный с рюмкой ликера, кипящий и очень сладкий, горький-очень горький, с розовой водой. Пара в кризисе доводит до отчаяния бедного официанта Паскуале (Лино Банфи), уже скованного грубыми и авторитарными манерами хозяина бара. «Пора выпить кофе и попрощаться, попрощаться навсегда».
Классическая итальянская комедия, которая, без реального сюжета, но с чередой веселых зарисовок, отдает дань традиции водевиля и разнообразия пятидесятых годов.
Кофе и сигареты (Coffee & Cigarettes)
Режиссёр Джим Джармуш; США, Япония, Италия, 2003 год
Фильм о кофе, состоящий из одиннадцати короткометражных черно-белых фильмов, связанных между собой одной общей нитью: удовольствие, получаемое от кофе и сигареты. Актеры, в том числе Роберто Бениньи, Игги Поп, Том Уэйтс, Стив Бушеми и Кейт Бланшетт, оживляют сюрреалистические, яркие и гротескные диалоги, обсуждая маленькие радости повседневной жизни, полные самой изысканной бессмыслицы.
Артхаусный фильм, ставший констатацией пороков, неизбежно присущих человеческой природе. В ролике первая виньетка, «странно с вами познакомиться».
Развод по-итальянски (Divorzio all’italiana)
Режиссёр Пьетро Джерми, Италия, 1961 год
Сицилийский барон Фефе Чефалу (Марчелло Мастроянни) потерял всякий интерес к своей жене Розалии, которая все еще горит к нему любовью. Мужчина решает пойти на преступление чести, чтобы избавиться от своей жены и жениться на своей кузине Анджеле, в которую он влюбился. План удался, но с горьким исходом.
Утренняя сцена кофе, в которой преданная Розалия вручает чашку своему мужу, теперь замкнутому и враждебному, является одной из самых язвительных в фильме и, конечно же, одной из лучших сцен кофе в кино. «Развод по-итальянски» получил премию Оскар в 1963 году за лучший оригинальный сценарий и считается родоначальником итальянской комедии.
Кафе-экспресс (Cafè Express)
Режиссёр Нанни Лой, Италия, 1980 год
Режиссер Нанни Лой и в главной роли Нино Манфреди, фильм рассказывает о горькой жизни Микеле, безработного человека с проблемами со здоровьем, который вынужден обходиться нелегальной продажей самодельного кофе («смесь, которая ставит под угрозу жизнь пассажиров») в ночных поездах Валло-делла-Лукания-Неаполь.
Во время своих путешествий кофейный человек должен быть настороже для всех видов персонажей, от горстки мелких воров, которые пытаются сделать его соучастником карманных краж пассажиров, перевозящих «самые большие кошельки», до железнодорожных контролеров, которые постоянно выслеживают его.
Однажды в Америке (Once Upon a Time in America)
Режиссёр Серджио Леоне; США, Италия, 1983 год
Бесконечная минута молчания, прерываемая только звоном ложки, поворачивающейся в чашке. Лапша (один из героев фильма) наблюдает за своими товарищами-гангстерами, пока они наблюдают за ним, пытаясь понять его замыслы. Режиссура Леоне достигает кульминации в запоминающейся последовательности, играя с напряжением, сомнениями и разделенной душой главного героя.
Драматическая история о преступном мире, дружбе, предательстве и разбитых мечтах; тепло встреченная критиками после своего выхода, она продолжала на протяжении многих лет быть признанной одним из самых красивых фильмов в истории.
Завтрак у Тиффани (Breakfast at Tiffany’s)
Режиссёр Блейк Эдвардс, США, 1961 год
Нью-Йорк, Пятая Авеню. С первыми лучами солнца из такси выходит молодая элегантная женщина. Она останавливается перед витринами «Тиффани и Ко», держа в руках пирожное и чашку американского кофе. Она быстро завтракает перед возвращением домой, когда все еще спят.
Эта незабываемая вступительная серия сделала Одри Хепберн иконой мирового кинематографа. И не случайно в многочисленных кафе по всему миру на стенах висят изображения Холли и других сцен из этого фильма.
- Комментарии